Искусство цвета Иттен

Искусство цвета

Искусство цвета

Иоханнес Иттен вошел в историю как крупнейший исследователь цвета в искусстве, он является одним из создателей знаменитого Баухауза, с принципиально новой системой художественного образования. Книга "Искусство цвета" написана Иттеном на основе знаний, который он вел на протяжении пятидесяти лет своей жизни. Впервые книга вышла в 1961 году в альбомном формате. Сразу же после выхода книга получила широкое признание и приобрела значение "азбуки цвета". Иттен является создателем цветового конструктора (цветовой шар, круг и цветовая звезда), а также в его исследованиях зафиксирована связь цвета с той или иной формой.

Исходной точкой теории цветовых впечатлений является исследование цветовых проявлений в природе. Это значит, что нам следует изучать впечатление, которые цветные объекты производят на наше зрение.


Однажды, в 1922 году, скоре после приглашения Кандинского преподавать в Государственном Баухаузе в Веймаре, Гропиус, Кандинский, Клее, Итен и спокойно беседовали, как вдруг Кандинский спросил: «Какие предметы вы преподаете?» Клее ответил, что он читает лекции по проблемам формы, а Иттен свой вводный курс. Кандинский сухо заметил: «Ладно, тогда я буду вести рисунок с натуры!» Все кивнули и больше ничего не говорили об учебных планах. А Кандинский действительно в течение многих лет после этого стал вести в Баухаузе занятия по аналитическому изучению натуры.

 

Теория цветовых впечатлений

Под изучением натуры следует понимать не подражательную передачу случайных впечатлений, а прежде всего, аналитическую, исследовательскую проработку объективных характеристик форм и цвета. Для такого изучения необходима интерпретация природы, нежели ее имитация. Однако чтобы интерпретация соответствовала сущности явлений, необходимы точные наблюдения и ясное мышление, которые должны предшествовать созданию изображения.


Чем яснее становится смысл, тем больше обостряются чувства, и художественное восприятие привыкает к логическому анализу наблюдений.


Рассмотрим проблему цвета в природе.


С позиции физики все предметы сами по себе цвета не имеют. Когда белый цвет – под которым мы подразумеваем солнечный свет – освещает поверхность какого-либо предмета, то последний в соответствии со своим молекулярным составом поглощает одни световые волны определенной длинны, или цвета, и отражают другие.


Цвета спектра могут быть разделены на две группы, причем каждая из этих групп может быть объединена в один цвет с помощью собирательной линзы. Полученные таким образом два цвета взаимно дополняют друг друга. Таким образом, отраженные поверхностью предмета световые лучи оказываются цветом, дополнительным по отношению к сумме поглощенных лучей. Отраженный цвет кажется нам локальным цветом, который присущ данному предмету.



фоторисование

Тело, которое отражает все лучи белого и не поглощает ни одного, выглядит белым. Тело, которое поглощает все лучи белого цвета и не отражает ни одного, выглядит черным.


Если мы осветим синее тело оранжевым светом, то оно будет казаться черным, ибо в оранжевом нет синего, который мог бы отразить это тело. Отсюда можно судить о громадном значении света освещения.

 

Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещенных предметов. Чем хроматичнее освещение, тем сильнее меняется локальный цвет. Чем свет освещения ближе к белому, тем интенсивнее отражаются непоглощенные предметами цвета и тем более чистым нам покажется их локальный цвет.


Важен не только цвет освещения, но и его интенсивность. Свет не только придает окраску предмету, но и материализует его пластически. Для передачи этих качеств необходимо, по крайней мере, иметь в виду три различные градации силы света: свет, обладающий полной силой, средней силой и свет, дающий ощущение тени.

 

При освещении светом средней силы локальные цвета предметов приобретают особую четкость, так же как и фактурные особенности поверхностей становятся очевидными. При свете в полную силу цвет предмета высветляется, а в тени – воспринимается смутным и затемненным.


Локальный свет, как уже было замечено, возникает благодаря тому, что цветовые лучи отражаются и переходят в окружающее пространство. Если данный предмет имеет красный цвет и его красные лучи падают на рядом стоящий белый предмет, то на последнем заметно красноватое отражение.


Если красные лучи упадут на зеленый предмет, то мы увидим на нем серо-черное отражение, ибо взаимодействие красного и зеленого цвета ведет к уничтожению друг друга.

 

В 1944 году в Цюрихе по случаю выставки в Музее декоративного искусства, посвященной феномену цвета, был прочтен доклад о цветных тенях. Белый предмет, освещенный при дневном свете красным светом, дает зеленую тень. Зеленый – отбросил тень красную, желтый – фиолетовую, а фиолетовый – желтую. Каждый цветной свет при дневном свете отбрасывает тень дополнительного к нему цвета. При всех этих опытах все цветовые смеси были результатом сложного цветового синтеза, потому что дело касалось собственно синтеза, а не пигментных красок.

 

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета, за исключением пурпурного.


Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет.


Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления.


Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.


Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определенный род электромагнитной энергии. Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон. Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равна 1:2.


Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознает волны до настоящего времени еще полностью неизвестно.


Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.


Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет цвета, цвет ее создается при освещении.

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Ваш адрес почты:
Комментарий: