О композиции в дизайне

Композиция, если не вдаваться в сложности - это определенное сочетание частей изображения (соотношение их размеров - пропорции, цветов, фактур и т.д.)

Правила композиции

Целостность - в правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение как набор пятен - силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта. Все элементы композиции должны быть связаны чем-либо воедино - стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т.д. Применительно к вебдизайну - не может быть целостной композиция, где дизайн страницы никак не перекликается с логотипом.

Выразительность - неформализуемое качество композиции, проявляется в том, что изображение быстро захватывает внимание зрителя, ясно показывает процессы, которые дизайнер хотел отобразить. Фактически - это соотвествие вашей идеи и формы, найденной для ее выражения. Когда зрители не понимают вашу идею - скорее всего хромает композиция, а не восприятие зрителя.

Выразительность проявляется в умелом использовании контрастов по цветам, светлоте, размерам. Например, эффектно смотрятся объемные фигуры (контраст бликов и тени предмета). Контраст тем выразительней, чем больше он соответствует идее изображения (напр. контраст заголовка и текста по размеру соотв. идее большей важности заголовка).

Выявление центра - подчеркивание той части, которая выражает главную идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше середины экрана, но он может быть смещен каким-либо "активным" элементом композиции - ярким, большим предметом, другим контрастным объектом. Примером смещения композиции является картина Репина "Не ждали", где зритель сначала теряется в догадках взирая на пустой центр и затем видя направления вглядов всех участников композиции смотрит на двоечника - центр композиции.

На практике часто используют метод выделения центра путем вписывания композиции в простую геометрическую фигуру - квадрат, ромб, треугольник (4,5,6 >), круг, овал. Типичный пример - использование линий, соединяющих логотип и кнопки либо очерчивающих весь экран и захватывающих кнопки.

Вместе с тем, необходимо лишь примерное следование геометрии со смещениями, более ярко выделяющими центр.

Неоднородность плоскости изображения - различие в восприятии объектов в зависимости от их положения в поле изображения изучалась учеными экспериментально. В результате доказано:

1. Наклонные отрезки воспринимаются уходящими в глубину в сторону конца отрезка, дальнего от края экрана.

2. Если один конец наклонного отрезка примыкает к краю экрана, то "эффект объема" пропадает и отрезок воспринимается лежащим на той же плоскости, что и плоскость края экрана.

3. Предмет дальше от края экрана воспринимается лежащим в глубине, ближе - на поверхности.

4. Низ композиции воспринимается более тяжелым, устойчивым, поэтому дисгармоничны композиции, где тяжелый верх (напр. большие объемные буквы) и легкий низ (обычный текст). Тяжелые предметы вверху создают ощущение их падения, напряжение (это м.б. использовано как специальный прием).


Дисбаланс композиции будет, как правило, тогда  эффектно смотрется, когда он сделан осознанно, а не допущен по незнанию.

Другие статьи на тему: композиция

Oсновы композиции, Основы композиции. Композиция в дизайне, Композиция Теория и практика изобразительного искусства

Комментарии (1)

killola

отличная статья, все грамотно и понятно. Но на картине Репина "не ждали" изображена сцена возвращения каторжника, а не двоечника. Двоечника встречают на картине "опять двойка" Решетникова. Хотя композиционно эти две картины похожи)))

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Ваш адрес почты:
Комментарий: